Die Autotour durch Deutschland
(автотур по Германии и ещё кое что...)
Автопутешествие из дома домой через всю Европу с юга на север.
Для начала сразу маленькое вступление, чтобы проще было воспринять всё, что будет написано дальше.

Два пенсионера собираются возвращаться домой из дачного лета. Засидевшись у морского бережка, захотелось приключений на… Условия задачи: проехать по новым местам но так, чтобы доехать домой хотя бы отчасти живыми. «Юные» концессионеры начинают решать задачу с конца: насколько хватит сил и когда произойдет пресыщение - враг получению удовольствия. Решение пришло почти сразу: от десяти дней до, максимум, двух недель. От этой точки начался процесс разработки маршрута и плана движения.

Светлая мысль, посетившая одного из собутыльников участников, воплотилась в решение завершить «шенгенскую» часть путешествия морским паромом. Таким образом определились направление движения и её финальная точка. Паром заберёт нас в немецком Травемюнде и доставит в финский Хельсинки. А оттуда, в зависимости от остатка сил и желания, уже рукой подать до дома, с возможным посещением Выборга и любимого Питера. То есть уже не обязательная, а желательная программа.

Принцип подбора мест посещений был прост: мы здесь не были. И тут вдруг выяснилось, что именно в Германии мы ОЧЕНЬ много где были и пришлось в некоторой степени изощриться, чтобы составить разумный маршрут.

А дальше пошёл муторный и, для меня, тяжёлый процесс расчетов, подбора, выяснения туристической ценности (куда пойти-податься), бронирований отелей, поиск парковок где потребуется и даже… возможности приобретения экологической «плакетки» на автомобиль, чтобы спокойно въезжать в центры экологически чистых немецких городов. Кстати, последнее нигде не понадобилось, но было приобретено и приклеено на стекло. В общем, получился тяжёлый недельный труд с практически ненормированным рабочим днём. А ведь это всё ещё собутыльникам концессионерам надо было согласовать между собой, переругаться, согласиться и принять!!! Та ещё эпопея!
Вот наш маршрут до парома и паромом до Хельсинки. Ну, а дальше Питер и домой, в Москву.
Уже сегодня могу с полной ответственностью заявить: план мы разработали весьма приличный, подготовительная работа была проделана на ура, весь маршрут оказался зело увлекательный, мы кайфанули. Одна проблемка возникла уже к концу поездки: мы напрочь стали забывать где были, что смотрели, когда. То есть «тут помню, а тут нет». Но это я оправдываю огромной переполненностью впечатлениями и уже не юным возрастом героев.

И переходя уже непосредственно к рассказу, в который раз напомню, что любителям путеводителей здесь будет малоинформативно. Я и сам уже не помню ни одного названия кирхи или замка. А уж историческую ценность их не особо выяснял и в процессе посещения.

Любителям эксклюзивных фото здесь тоже будет не интересно. Сплошной стандарт, да ещё и в большинстве своём в этот раз сделанный телефоном. Как-то вдруг оценил некоторое удобство и лёгкость пользования. Впрочем, как говаривали в старые времена фотографы: снимать можно и спичечным коробком, главное, чтобы глаз был точен.

И, наконец, рассказ будет о впечатлениях, ощущениях, пришедших в глупую голову мыслях. Впрочем, как всегда.

Поехали?
Первое, что хотелось сделать сразу, так это максимально сократить проезд по нашему стандартному пути из дома домой, то есть из Салоник до Москвы. Но избежать этого в нашем случае сложно, поэтому первый день автопробега был посвящён максимально быстрому преодолению кусочка Греции, Македонии и Сербии насквозь. Всего-то без малого 1100 км за рекордные 10,5 часов и мы в Хорватском Загребе. Сначала удивились сами такому быстрому преодолению пути. Потом посчитал скоростные режимы и выяснилось, что таки да, это реальность. Причем, поверьте, скоростных режимов не нарушал. Основной знак везде – 130 км\час. А больше всего меня удивило уже позже, когда поехал по Германии. Потери времени на банах и просто на магистралях оказались такими, что даже близко ни разу не удалось преодолеть расстояния с подобной средней скоростью. Либо ремонты, либо объезды, либо просто «чисто московский» столбняк.
Вообще, должен сказать, в этот раз меня крайне удивило дорожное хозяйство Германии. Так уж получилось, что пользовались мы всеми видами немецких дорог от банов до однополосных деревенских. Насмотрелся на такие чудеса организации движения, размещение знаков, качество самих дорог, что в пору спросить: ребята, вы чё, ку-ку?

Сначала начало напрягать и удивлять то, что вдруг на каком-то участке появляется знак ограничения скорости и столь же внезапно метров через 200 знак, отменяющий это ограничение. Никакого изменения на трассе нет, асфальт точно такой же, никаких опасностей, всё как до и после. Как выяснилось, это далеко не единичные штучки, а просто какое-то массовое явление. Впрочем, это будем считать безобидным, хотя и раздражающим действом.

А вот знаки, указывающие на маршруты объезда строящихся или ремонтируемых участков (не сужение, а именно объезд) – это просто поэма. Когда я в первый раз столкнулся с таким знаком – даже не понял что это за иероглиф. В следующий раз специально прикинулся идиотом, остановился на обочине перед таким знаком и попробовал понять - что же на нём нарисовано. Никакого моего инженерного образования не хватило понять логику этого … наскального рисунка. Мало того, что нет никаких названий, только буквы и цифры, так сама схема сделана наоборот, то есть если объезд идет направо, то схема объезда нарисована слева, а действительно правильное направление (как оказывается в действительности) указано как перекрытое!

Вы поняли что я написал? Я потом спросил своего немецкого приятеля про это… чудо знаменитых немецких дорог. Он посмеялся, сказал, что даже не пытается понять такие указатели, едет тупо по навигатору. Ага! Это ж надо ещё иметь навигатор с онлайн пробками и подобными дорожными ситуациями. А что делать туристу без знания языка? Впрочем, я приспособился и просто цеплялся за основной поток машин. Правда, не всегда он был…

А вообще с дорожными знаками и указателями что-то не совсем так, как я привык. Например, въезд в населённый пункт не всегда указан соответствующей табличкой, а знаков ограничителей скорости нет. Хорошо хоть, что навигатор исправно сообщает о допустимой скорости и о камерах, о которых знает. А больше всего сначала поразил, а потом уже насмешили знаки об опасности деревьев вдоль дороги!!! Смотрю предупреждающий знак, на котором нарисован автомобиль, врезающийся в дерево. Знаки, говорящие о миграции животных через дорогу – понимаю, людей, бродящих вдоль дорог - тоже. Но знак о деревьях, перебегающих дорогу – это высший пилотаж!

Ну, да ладно, везде есть свои «тараканы», это нормально. Ненормально, когда пытаются чужих «тараканов» насадить тебе как лучших и самых цивилизованных. И всё же должен признать, что хулиганят на дорогах откровенно меньше, чем у нас. Я не про скоростные режимы, этого как раз навалом, а про подрезания, объезды по обочинам и прочее. Хотя сталкивались с таким и не раз.
А пока мы приехали в Загреб. Вот должен без ложной скромности сказать, что я умница! Я реально нашёл по всему маршруту наиболее удачные варианты размещения для себя и «железного коня». Впрочем, не всегда качественные. Вот этот загребский отельчик оказался в самой центровой точке города, в 50 метрах от Кафедрального собора. И машинка во дворе, правда, за дополнительные деньги.

Кстати, раз уж об отелях заговорили и Букинге. Как я понял, доверять тому, что рекламируют о себе отели, надо с большой долей сомнения. Нет, откровенно они не врут, но… недоговаривают. Да, паркинг есть, но, как выясняется, уличный с городским паркоматом. Ага, каждые 2 часа бегать и кидать в него по 4 евро. Так у нас случилось в Аугсбурге, пришлось срочно найти городской паркплатц и оставить машину там. С завтраками какие-то заморочки. Вроде как есть, но вроде как за дополнительные денежки. Хотя в рекламе завтрак включён.

Но самым странным для нас и не всегда удобным оказалось время заезда. Хотя об этом пишут честно. В некоторых, особенно частных отельчиках, гастхаусах, пансионах время заезда ограничено, например, 8 часами вечера. Но если у меня в этот день большая экскурсионная программа в другом городе, а потом переезд в этот, то такое ограничение заезда ставит меня в неудобные условия чего-либо ограничивать. Что больше удивило, и в одном из больших отелей было такое же ограничение.

В общем, друзья мои, внимание и ещё раз внимание! А мы, благодаря моему чёткому планированию (как себя, любимого, не похвалить), достаточно удачно не попали в проблемы.
Вот так из нашего дворика виден Кафедральный собор.
Загреб стал первым и судьбоносным городом в нашем путешествии, задал тон, так сказать, и весьма удачно. Мы сразу втянулись в темп, в настроение, удовольствие. Правда, не всегда уже хватает сил пробежать всё. Но, честное слово, мы старались не сачковать и по возможности охватить максимум доступного.

А если честно, мы же не на работе, план выполнять не обязаны. И ваще, пацан сказал, пацан сделал что захотел. Или не так? Вот и гуляли мы по Загребу и всем остальным городам просто в кайф. И от этого получали удовольствие ещё большее.

Кстати, сам Загреб нам очень понравился атмосферой своей, расслабленностью и… почти родным языком. Сказать ничего не могли, зато многое понимали, что запросто решало любые проблемы и недопонимания.
А дальше по плану начинался немецко-австрийский орднунг, который нас несколько подвёл. Нет, ничего не случилось. Просто когда опять же по плану мы заскочили, проезжая австрийские Альпы, в полюбившуюся нам издавна деревеньку Санкт-Вольфганг, нам безумно захотелось остаться там на денёк. Но, труба зовёт, планы и отели впереди расписаны, драхт нах… норд! А на будущее задумали при случае всё же плотнее познакомиться с австрийскими альпийскими деревушками, уж больно хороши. Только дорого там… И мы с болью в сердце домчали до первого планового немецкого города Аугсбурга.
Ну, что сказать. Городок как городок, весьма приятный и уютный, но Санкт-Вольфганг жалко…. Шучу. Город стоит посещения, есть где погулять, что посмотреть. Собственно с этого места у нас начался полуспортивный забег по всем мало-мальски значимым Соборам, разглядывание фахверка в разных его ипостасях и попытки отличить одно от другого.

Я сильно покривлю душой если скажу, что всё одинаково. Но в таком бесконечном калейдоскопе городов, соборов, альтштадтов и марктплатцев действительно начинаешь не понимать где и что видел, что и как понравилось, как и чем отличается одно от другого. У меня даже появилась мысль: а что, если сделать фотоподборки соборов снаружи, внутри, органов, иконостасов, также с марктплатцами, видами фахверка, замков. Боюсь только, что скучновато это будет для зрителя…
Впрочем, один город из всего калейдоскопа нас просто потряс. Им стал следующий после Аугсбурга баварский городок Ротенбург-об-дер-Таубер, то есть, по простому, Ротенбург над речкой Таубер. Он хоть и невелик, обегать можно за 3-4 часа, но удовольствие огромное и бегать не хочется, а просто смаковать. Всё остальное показалось уже несколько жалкой копией, хотя каждый по-своему были хороши.

Должен сказать, что есть некоторая несправедливость в том, что заранее не знаешь что и как воспримешь, как выглядят будущие места посещения. Впечатления должны идти по нарастающей, тогда не будет условных разочарований. Если бы мы попали в Ротенбург в конце путешествия, то всё остальное воспринималось бы как должное и финальная точка стала бы просто замечательным финальным аккордом. Но наш маршрут предполагал именно такой порядок движения и, соответственно, восприятие пришлось подгонять под заданные условия.
Кстати, в Ротенбурге с нами произошёл маленький, но поразительный случай. Присели в уличной кафешке кофе попить, да дать отказывающемуся опорно-двигательному аппарату передохнуть. Принесли нам кофе в симпатичных австрийских фирменных чашечках, которые вдруг нам очень понравились. И в шутку решили мы спросить у официанта: не продадут ли нам комплектик таких чашечек. Набрал я эту фразу в телефонном переводчике и дал послушать мальчику. Он обалдел и побежал за хозяином. Похоже и тот несколько «офигел» от такой просьбы и начал на ломанном английском рассказывать, что сейчас такой возможности нет, но через пару недель у него будет новая поставка оборудования и тогда… А сколько вам надо, спрашивает? Наташка выдаёт: нам надо 8 комплектов чашек и блюдец. (Имела в виду 4 домой и 4 на дачу). Нет, замахал руками хозяин, я не могу, это очень много. Мы посмеялись, сказали, что ничего страшного, пошутили, мол. Но тут официант по команде шефа приносит одну чашку с блюдцем и говорит, что это презент от заведения. На вопрос – сколько мы должны за это, хозяин замахал руками и сказал, что ничего не надо, подарок, мол, симпатичным гостям. Должен сказать, что кофе, которое мы выпили, стоило очевидно дешевле этого подарка. Вот вам и сказки о расчетливости и жадности немцев…
Вот она эта чашка...
Следующий город Вюрцбург оказался попроще, хотя по своему не плох. Но там нас ждала встреча с другом жизни и нам не мешало ничего. Да и времени было отпущено не много, так как к вечеру необходимо было добежать до города Гослара, который тоже оказался зело как хорош.

Да, встреча с другом… Дружбе нашей совсем чуток меньше, чем нам с ним лет. То есть как себя помним, так и друг друга. Дружба наша удивительна тем, что пережила всё, чтобы с нами не происходило в жизни. Да и в личных отношениях тоже, что уж греха таить. А ещё судьба разнесла нас в разные стороны, но даже это совершенно не мешает нам сохранять память и отношения. Так что наша встреча на Эльбе посреди путешествия оказалась очень «вкусной приправой» к тому удовольствию, что мы получали все эти дни.
Гослар оказался второй «вишенкой на торте» в нашем путешествии. Вроде тот же фахверк, такие же соборы, марктплатц и прочее. Но вот как-то душевно оказалось и приятно очень. Сразу хочу оговориться: на самом деле, все города, в которых были в этот раз, стоят того, чтобы туда поехать. И крайне трудно объяснить приятие или неприятие того или иного места, легло на душу или прошло мимо. Я вообще иногда думаю, что восприятие чего бы то ни было чаще всего зависит просто от того настроения, в котором ты знакомишься с местом. А вот от чего зависит это самое настроение – одному Богу известно.
Следующий городок Вернигероде гораздо более раскручен туристически, чем Гослар. А вот показался он нам скучнее, однообразнее. Может погода повлияла, серый денёк оказался, может уставать начали быстрее. Но вот прошёл этот городок мимо нас. Почти. Даже, что впервые произошло с нами в этом путешествии, потратили часок на магазины, хотя ничего и нигде покупать не собирались.

Кстати о магазинах и вообще о сфере обслуживания. Мне видимо никогда не понять логику такого режима работы магазинов и точек общепита. Туристические места, куча народа даже сейчас во внесезон. В 18 часов магазины закрыты. То есть народ по экскурсиям побегал, теперь шопингом бы заняться, время убить. А вот фигушки вам. Недобросовестная конкуренция, не положено. А днем народу в магазинах совсем мало. Местные трудятся, туристы делом заняты. Как эти ребята выживают – уму не постижимо!

Точек общепита – видимо-невидимо. Но либо кофейни с кондитеркой, либо фастфуд. Найти приличный ресторан – поискать надо. В самом центре Шверина в 21-45 мы не нашли НИ ОДНОГО ОТКРЫТОГО РЕСТОРАНА! Поели в «Sabway», который закрылся сразу за нами в 22 часа. Нет, наверное, и рестораны есть, и работают, только где их искать туристу? Впрочем, наш Maps.Me показывал их, но чёрт-те где и тащиться туда совсем не хотелось без гарантий.
А вот что было очень приятно, так это всеобщая доброжелательность. И огромная масса вокруг пенсионеров-туристов как мы. Видимо сказалось относительно нетуристическое время и они, как и мы, повыползали из своих норок мир поглазеть, себя показать. А ещё удивляло как много среди них было инвалидов, на колясках, костылях, кривых, косых. Даже как-то странно выглядело при всей хвалёной западной медицине. Впрочем, всё равно молодцы, их инвалидность не страшит, стараются жить полноценной жизнью.

Кстати, про «нетуристическое время». Думаю, что вторая половина сентября в Европе действительно лучшее время для подобных путешествий. Ещё относительно тепло, хотя уже и с неожиданными подарками в виде дождиков или резких похолоданий. Действительно гораздо меньше народу тусуется вокруг тебя, даже группы китайцев не так напрягают. Почти нет проблем с поиском жилья и пропитанием. Да, и кстати, становится всё чуток дешевле, чем летом. Тот же паром, которым мы завершали путешествие, я вряд-ли летом смог бы заказать за две недели до поездки, да и цена тогда была процентов на 30 больше. Но неприятные моменты тоже есть. Например, надо тащить за собой кучу вещей на разные сезоны и температуру окружающей среды. Впрочем, в нашем случае это всё тащила машина, но перебирать на каждой стоянке сумки, чтобы выудить нужную одёжку – тоже лишняя головная боль.

А ещё мы здорово устали от … бесконечной смены отелей. За две недели, включая паром и Питер, у нас случилось 7 смен кроватей и гигиенических удобств. И не всегда, надо сказать, того качества, которое ожидаешь. Мы не брали самое дешевое, не было хостелов, не удалялись от центров городов. Мы не большие привереды и разово даже не обратили бы внимания на комфорт. Но за полные две недели путешествия этого «комфорта» нам хватило с избытком, что и стало доставать.
Вы не подумайте чего плохого. Девушка просто слушает уличного музыканта....
Последним крупным городом в немецкой части путешествия стал Шверин. И, на удивление, он нам приглянулся, особенно своими озёрами в городе и замечательным шверинским замком на озере Шверин, к которому вела улица… Пушкина. Я так и обозвал это в Фейсбуке: к шверинскому шлосу на шверинском зее по Puschkinstraße. На самом деле, я планировал ехать к парому через Гамбург, но один из немецких друзей отговорил меня и посоветовал посетить именно Шверин. И он, таки да, оказался прав. Я так думаю. Очень красивенько оказалось и весьма фотогенично.
Да, кстати о фото. Впервые в жизни я почти не выпускал из рук … телефон. Именно в качестве фотоаппарата. Купил я тут по случаю (менять надо было) телефончик Huawei p30 lite. До этого все мои «яблоки» да «самсунги» с точки зрения фото никак не удовлетворяли меня. И снимать неудобно было (впрочем, и сейчас также), и результат вообще не радовал. Но новая «игрушка» просто поразила. В общем, в этом путешествии добрая половина фото именно с телефона. Понимаю, что для серьёзных фотографов это моветон. Понимаю, что внутренний фотошоп телефона – сплошное хулиганство. Но картинки получались в самых отвратительных погодных и световых условиях замечательные. А возможности по ширине картинки и охвату – просто ни в какое сравнение с моим фотоаппаратом, который видимо уже тоже пора менять. Не тянет уже как хочется.
Вот и я зачастую не столько на красоты любуюсь, а всё пытаюсь какой-нить кадр удивительный "замастырить". И кажется, что вот же оно, счастье привалило, поймал. Потом в мониторе разглядываю и понимаю, что ни о чём... Кстати, Наташка моя, когда говорю, что кадр ни о чём, ужасно злится. Ты что, говорит, исключительно для выставок снимаешь? А память для себя?!
А дальше, заскочив по дороге в уже знакомый нам ранее город Любек просто поужинать, мы отправились в порт Травемюнде грузиться на паром. Особых впечатлений от перемещения с машинкой по морю нет, потому как всё достаточно прозаично, делово, никаких развлечений кроме разглядывания морских горизонтов. Так что просто отдохнули после активного путешествия и попытались собрать мозги в кучку, чтобы не расплескать впечатления. Впрочем, если кого заинтересуют подробности, расскажу отдельно.
Соскочив в Хельсинки с парома, в процессе движения к государственной границе, начали обсуждать дальнейшие планы. Накопившаяся усталость и переполненность, а также ранее упомянутый перебор с бесконечными отелями, вылился в почти согласованное решение прекратить издеваться над немолодыми уже организмами и, плюнув на всё, просто рвануть домой. Что нам эти тысяча с гаком километров, после 2700 до этого. Благополучно перешли границу, просвистели мимо планировавшегося ранее Выборга и… тут зазвонил телефон.

Голос подруги детства, наших пражско-московских друзей, резко изменил все наши планы. Мы, говорит, готовы выехать в Питер на два дня, вы как? И мы тут же забыли об усталости и на первой же заправке через уже привычный Букинг заказали отельчик в Питере. Впрочем, про эту часть нашего путешествия здесь рассказывать не буду. Это отдельная история и другие удовольствия. Скажу только, что после европейских красот наши родные показались нам ничуть не хуже, а, пожалуй, даже красочнее и вкуснее. Особенно в яркошную осень, что сопровождала нас в этом путешествии.
Ну, что, будем подводить предварительные итоги?

Самостоятельное во всех смыслах, да ещё и с самым близким собутыльником другом путешествие – нет ничего лучше и краше! Да, с заботами и проблемами, которые надо самостоятельно решать. Да, совсем не дешёвое. Да, уже физически не простое. Но ведь с другом любимым нам всё по плечу! И это полное взаимопонимание и отношение к окружающей действительности только дополнительный кайф и бонус в путешествии.

Наконец-то, о чём давно мечтал, свершилось. Не просто просвистеть 3000 км из дома домой, а с кайфом, с пользой для ума и сердца, а также глаз и чувств. И это совсем не конец. Теперь буду мечтать о новом маршруте и новых впечатлениях.
И немножко цифр, кому интересно.

От греческой дачки в Неа Каликратии до порта Травемюнде со всякими «каталками» там-сям около 2700 км. Плюс от Хельсинки до дома, включая каталки по Питеру и окрестностям, 1300 км. Итого около 4000 км.

Пересекли-проехали через 9 стран.

Паром Травемюнде-Хельсики обошёлся в 650 евро, включая питание на борту.

Стоимость отелей с завтраками (где не входило) и стоянкой (где брали за нее, а это почти везде, кроме одного отеля) – 750 евро. Плюс Питер за три ночи 12 400 рублей. А вот здесь и своя стоянка бесплатно, и кофе угощают по любой просьбе и поговорить…

Топливо обошлось приблизительно в 350 евро. А вот оплата дорог и парковки точно сейчас уже не посчитаю, но, думаю, в пределах 100 евро. Кстати, за проезд по новой скоростной дороге Питер-Москва заплатил всего чуть больше 1 050 рублей. Правда, у меня транспордер. А включая проезды по платному Питерскому ЗСД, получилось 1 200 с копейками.

Также вряд-ли сейчас смогу прикинуть траты на питание, но думаю, что в 60-70 евро в день мы точно укладывались на двоих. На больших автопробегах ограничивались сухпайком. На пароме питание входило в стоимость. В общем, прикинул, что всего на это ушло не более 700 евро.

Что ж, не так уж и дёшево. Но если бы мы совершили подобное путешествие с использованием общественного транспорта, то порядок цифр был бы сильно побольше. Впрочем, вряд-ли кто так путешествует без автомобиля…

Ну, и пока последнее. Я в большом затруднении. Фото оказалось в огромном количестве. Снимали зачастую в две руки, Наташка фотиком, я – телефоном. Но основная проблема не в этом. Я что-то успел разложить по городам сразу, что-то делал уже позже. И отличить по стилю, архитектуре, общему восприятию один город от другого зачастую очень сложно. Потому до сих пор не знаю как представлять на фото разные города. В общем, пока здесь просто буду делать блоки по местам. А, на самом деле, очень интересно было бы сделать подборки по видам фахверка или по внутреннему убранству соборов. Но, думаю, что кроме меня это вряд-ли будет интересно зрителю.

И совсем последнее в качестве рекламы. Перед самой поездкой мой друг посоветовал мне в путешествие телефонную сим-карту «Дрим-сим». Пользование этой картой превзошло все ожидания. Интернет всегда, везде и в любом количестве, разумеется, если сутками не смотреть видео. За без малого три месяца пользования потратил… 29 евро. То есть использовал около 3 Гб трафика (1Гб – 10 евро почти везде в Европе). Можно пользоваться и телефоном, гораздо дешевле, чем тарифы наших провайдеров за рубежом, но у меня не было такой надобности, потому что есть всякие вотсапы-вайберы со скайпами и мне этого вполне хватало, чтобы быть на связи. В общем, стал фанатом этого вида связи и рекомендую его всем.
Made on
Tilda