Исторические размышлизмы
Мысли по поводу разных исторических событий
Про раздвоение личности пост…



Дата не юбилейная, на фоне нынешних событий и вовсе малозначимая, точнее мало вспоминаемая. А, на самом деле, ничуть не менее историческая, чем прочие революции, перевороты или путчи, бывшие в истории человечества.

Хорошо помню это утро 19 августа. Завтракаю под «Лебединое озеро», приезжаю на работу и весь день с ребятами у телевизора под Чайковского недоумеваем и потихоньку напрягаемся. Не скажу, что уже тогда понял, что происходит что-то историческое. Скорее боялся того, что опять всё вспять, всё под контроль, всех к ногтю… А ведь уже привыкли к подобию свободы, развязанным рукам, самостоятельности в делах и мыслях. Впрочем, этот перепуг длился недолго и Ельцин на танке, да трясущиеся руки Янаева все расставили по своим местам. А вот дальше…

А дальше началось раздвоение личности. У меня! Честно признаюсь: меня вполне устроило то, что произошло в моей конкретной жизни. Я смог сделать то, что никогда, скорее всего, не сделал бы при старом строе. Для себя, семьи, детей. Но в душе, что называется, «осадочек остался», даже чёрное пятно сомнений в правильности, справедливости, разумности. Мне трудно отделить свою жизнь и жизнь страны, которую мы потеряли. Мне безумно жалко свой родной кишиневский дом и своих близких людей, которых все эти события шарахнули совсем не так, как меня. Мне вообще больно за весь тот обман, потоки лжи на всё, что было, за свою ту веру в «огоньки» и «ледоколы», за Приднестровье и Сумгаит, парад суверенитетов и клятые девяностые. И хоть мозгами понимаю, что всё это историческая логика революции, «дикое накопление капитала», разграбление на руинах… Но когда прихожу на кладбище к родителям и вижу ряды могил молодых людей с датами смерти в 90-х, становится не по себе. И даже тихонько сам себе завидую, что каким-то чудом проскочил через всё это с минимальными потерями.

Я не знаю ответа. Я не понимаю что правильно, что нет. Я не умею рубить с плеча и делать категорические выводы. Для меня нет только черного и белого. Я скорее понимаю что мы приобрели и что потеряли, но не могу определить стоимость этих приобретений и потерь. У меня «гирей на ногах» висят загубленные судьбы и жизни людей, не вписавшихся в новое, попавших «под каток» событий, не нашедших себя. В какой-то степени потерянного поколения наших детей в девяностые, потому что нам было не до них, спасаться надо было. И всё это рвёт моё сознание пополам.

Я тоже за все хорошее. Я тоже против всего плохого. Я даже хорошо понимаю, что так не бывает. Но как найти равновесие в том, что мы потеряли и тем, что приобрели?



ПыСы. Друзья мои! Я знаю все аргументы за и все против. Я знаю всё плохое и там, и здесь, также как и все хорошее. Не надо в комментариях про преступления и наказания, про ценности и перспективы. Я знаю, что «слеза ребенка» очень важно, но совсем не аргумент. Я понимаю, что за все в жизни надо платить. Но как и чем можно упокоить душу, найти равновесие? У меня нет ответов…



Размышлизм о расстреле Белого дома.



Завтра 4 октября 25-я годовщина расстрела Белого Дома в

Москве.

Я хорошо помню этот день. С вечера 3-го уже было ясно, что может произойти страшное. Мы не отрывались от телевизора, из которого неслись сплошные страшилки. А утром я не выдержал и с какого-то чёрта рванул в Москву. Нет, не к Белому Дому. К своему другу на Октябрьское Поле продолжать смотреть телевизор и обсуждать ситуацию. Реально страшно было и непонятно. Ведь вполне могло повернуть вспять и в самом худшем варианте.

Я до сих пор не знаю как относится к тем событиям. С одной стороны, это было очевидно попыткой государственного переворота. И то, что сделал Ельцин, сохранило мир, не довело страну до масштабной гражданской войны. Нарушение конституции было с обеих сторон, так что искать правых или виноватых бессмысленно. С другой стороны, одним выстрелом из танка были разрушены все мантры о главенстве демократии, правах и свободах. Впрочем, как показывает современная история, демократия – это вовсе не о правах и свободах граждан, стран, народов. Это только право сильного, у которого всегда бессильный виноват. Но под красивыми лозунгами.

И всё-таки мне думается, что при всех беззакониях, творившихся в тот страшный день, событие оказалось знаковым. Страна окончательно и уже бесповоротно ушла от коммунистической идеологии и советского прошлого. Были еще выборы 96-го с беззаконными выборами Ельцина и сдачей всего Зюгановым. Но это был последний стон «умирающего».

Мы все живем в иллюзиях – социалистической справедливости или демократических свобод. И, к сожалению, никак не можем понять, что нет реального ни того, ни другого. Первая скончалось в 91-м вместе с СССР, второе всей историей после 91-го доказало свою ущербность и право сильного. Я не знаю как правильно. Я не знаю что можно построить на месте старого и нового.

Что ж, поживем увидим, куда кривая выведет.



ПыСы. А вот если бы в 2014-м Янукович поступил как Ельцин – где бы сейчас была Украина?

«День 7 ноября красный день календаря!»

Я человек уже… как бы поаккуратнее, «зрелого возраста». Родился в эпоху «исторического материализма», воспитывался там и обучался. В общем, давно родился.

Забавно сейчас вспоминать, как думал в юные годы о том каким буду встречать новый век (стариком). И вот бы дожить до столетия революции! Правда, буду уже совсем древним и немощным. Как же смешны эти представления юных о стариках, сорри, «зрелых».

И вот, дожил практически, вполне себе не древний и очень даже дееспособный. Впрочем, «песня» не о том, а о самом событии.

Представить себе тогда во второй половине прошлого века, что Великую Революцию сегодня назовут переворотом, было невозможно. Впрочем, много чего представить себе тогда было невозможно. Я не про хорошо-плохо, я про исторически свершившийся факт изменения мира вокруг нас, нашей страны, нашего мироощущения, взглядов и знаний наших детей-внуков.

Меня где-то полгода назад потряс рассказ МОЕЙ дочки, что оказывается в 1917-м была не одна революция, а две: февральская и октябрьская! Даже специально сходила на публичную лекцию на исторический факультет МГУ по этой теме! А ведь в школе училась в 90-е, когда еще старые учителя были и понятия об ЭГЕ не было.

Нет-нет, поймите меня правильно, это не старческое брюзжание человека, «дожившего до 100-летия Великого Октября»! Не сомневаюсь, что лет 80 назад люди, рожденные еще в царской России, недоумевали «переформатированию» сознания поколения их детей в плане исторических знаний о той старой России. Да что далеко ходить: сегодня идет «переосмысление» событий наших 90-х и даже мы, реальные свидетели этих лет, перестаем понимать что же это было.

А вообще-то, чем больше задумываешься, тем больше аналогий между 1917-м и событиями наших 90-х, нулевых. Мощная держава и слабая власть, элита, уходящая вразнос, и благодатная почва недовольства масс (пусть и небольших, но активных), окончательный развал власти и управления и перехват ее наиболее наглыми и дееспособными. Окажись на месте «лениных-троцких» условные ющенки, империи скорее всего уже не существовало бы лет сто. Не окажись случайно у власти государственник Путин, и сегодня, пожалуй, не было бы России как цельного государства. (Не бейтесь в падучей, оппоненты, у меня масса претензий к его правлению, но факт появления власти в стране и, тем самым, сохранение ее, страны – факт неоспоримый. События на Украине сегодня – яркий пример обратного).

Сразу оговорюсь, я ни разу не сравниваю Ленина и Путина, ВКП(б) и ЕдРо, Россию «послемонархическую» и Россию постсоветскую. И уж точно не сравниваю методы «красных» и «кровавый путинский режим» (последнее бред чистой воды, но устоявшийся в определенных кругах мем). Я об исторической логике событий, очень характерной именно для такой огромной и сложной страны как Россия. Кто бы что ни говорил, но нет и не может быть единой лекалы для событий, идеологий, развития всех стран и народов мира. Даже англосаксы, насаждающие уже много веков свое видение мира, признают, что именно они круче всех и догнать их нельзя потому, что они англосаксы. Они признают японскую «демократию» особой, азиатскую экзотической, арабскую специфической и далее везде. А все попытки внедрить единообразную и самую правильную проваливаются везде, потому что не ложатся на иную почву, менталитет, исторический опыт.

Я, собственно, о чем здесь размышлял? Как это ужасно, что каждая историческая эпоха сочиняет свою историю прошлого, маскируя тем самым свою плоть от плоти от истории своей страны. Это позволяет делать те же ошибки, наступать на те же грабли, перекладывать свою вину на предшественников и оправдывать свои преступления мнимыми и очевидными преступлениями других поколений. Что мы и наблюдаем активно последние 30 лет. А до этого сто лет назад… И всегда.

Вот такие размышлизмы к 100-летию Великого Октября или, если угодно, октябрьского переворота. По мне, так просто исторической октябрьской революции, перевернувшей мир, как к этому не относись.

Про день Победы.

Читаю сегодня ФБ, радио по дороге на работу слушал и не перестаю удивляться: чё ж это людям-то неймется? Откуда злоба эта, непримиримость, тупое упрямство вперемешку с полным отказом даже попытаться быть объективным. Даже не хочу думать, что все проплачены или заказ отрабатывают, я все еще верю в порядочность. Хотя и не без исключений. И всё же, что происходит, что с нами всеми?

Память. А для чего нужна память? Нет, вовсе не нашим старикам она нужна, «мертвые сраму не имут». Они прожили свою жизнь так как смогли, свои подвиги и предательства уже совершили, ошибки и достижения показали. Я, сильно послевоенное дитя, через 11 лет после окончания войны родился, хотя бы помню тех «стариков», с папиными медалями и орденами играл в детстве. Для меня пока еще 9 Мая лишний повод папу вспомнить, а с ним еще и массу его друзей, переживших то лихолетье. А для дочки моей, что деда напрочь не помнит, хотя он успел ее «полюлюкать» - это уже только легенда. Да и другой дед, тоже фронтовик, хоть и успел побыть в ее сознательной жизни, но не воспринимался как ветеран и защитник Отечества, был только дедом и всё. А уж для внуков моих все эти ветераны и герои – прошлый век, как война 1812 года. Впрочем, и о ней наверняка не задумываются.

Так для чего нужна эта память и почему такой сыр-бор? Прежде всего идеологический! Память о том, ЧТО была эта война, почему, как, за что. Каких жертв потребовала и как до сих пор не дает покоя ни победителям, ни проигравшим. Память эта нужна сегодня только потому, что ни та война так и не закончилась, ни новые не прекращаются. Память дает маленькую надежду, что даже если люди и не смогут научиться на старых ошибках, чего в истории не бывало, то хотя бы страх заставит делать всё, чтобы не повторить страшное.

Память – это история. Историю пишут победители. И всегда проигравшие пытаются оспорить историю. Иногда объективными фактами, чаще оболгав или извратив. Впрочем, чтобы не пускаться в пространные рассуждения и будущие споры с оппонентами, не будем здесь об исторических теориях, это дело реально профессиональных исследователей, честных и объективных, если такие вообще есть. Но то, что сегодня происходит в информационной сфере, тот поток фальши и злобы, что можно найти везде, говорят только об одном: реальная историческая память, «бессмертный полк», георгиевская ленточка, такая массовая поддержка и энтузиазм огромной массы людей не только в России бьёт в самое болезненное, то, ради чего «убили» СССР, разграбили наследие, возродили самое худшее – национализм, что гораздо страшнее пресловутого «социалистического интернационализма».

Предвижу реплики оппонентов, потому сразу скажу: мне не «коммунистического режЫма» жалко, не идеологии, «мне за Державу обидно». И оба деда моей дочки не за Сталина воевали, за детей своих будущих, за эту внучку, чтобы она появилась. А когда в конце 80-х, 90-х нам всем начали «достоверно» рассказывать «новую историю», ломая ту самую историческую память, мы, как всегда «зомбированные ящиком», потеряли главное – страну. Вот и думаю, что так корежит сегодня язвительных «оппонентов» «маскарада детей в гимнастерках», «согнанные из-под палки для массовки» тысячи на «бессмертном полку», «колорадская лента» и прочее? Риторический вопрос…

И последнее. Мне говорят некоторые мои друзья, что никакой это не праздник Победы должен быть, а день Памяти и Скорби. Да, конечно. Но кто сможет объяснить мне в чем противоречие? Почему в праздник «День Победы», посвященный самой трагической войне в истории человечества, не освежить память тем, кто забыл Правду и не помянуть тех, кто погиб или пережил эту трагедию? Вас не устраивает пафос военных парадов и пропаганда из «ящика»? Скорбь и память должны быть тихие и интимные? Бога ради, пожалуйста. Никто не гонит вас по разнарядке райкома на возложение венков, никто не заставляет радоваться общественно Победе, смотреть назойливые фильмы о войне и слушать праздничные концерты, где современная «попса» поет старые военные песни (иногда, кстати, очень даже не плохо). Но почему надо отказывать в этом всем прочим, имеющим иное мнение об этом дне, событии, истории? Да еще так громко, зло, нарочито хамски? Впрочем, снова риторический вопрос…



ПыСы. Я не ищу врагов, не разоблачаю «пятую колону», не пишу донос в КГБ. Я искренне не понимаю как ЭТО можно не понимать. Как можно не понимать, что в истории были герои и предатели, что нет стран хороших или плохих, что историю творят разные правители от гениальных до бездарных, но одинаково совершающих от великого до преступного в интересах своих стран. И не судить их надо строгим судом современного понимания, а понять и уметь противодействовать такому же в будущем. Пора прекратить воевать с прошлым, а учиться быть умнее. Вот, собственно, я об этом, очевидном.



Made on
Tilda