Да, уж, искусствовед из меня тот еще, не взыщите. Но не удержусь и попробую впечатления свои от широко разрекламированной выставки Айвазовского доложить.
Сначала совсем плохое, что очевидно наложило свою «тень на плетень» в восприятии.
1. Понимаю, что страждущих безумно много, но ощущение от количества народонаселения было как от ГУМа в приснопамятные. Не буду даже о «чудных манерах», когда «всем всё по фиг» и внезапно стать перед тобой, пытающемуся что-то разглядеть, как само собой разумеющееся. Хуже другое, а ведь действительно чтобы что-то разглядеть, надо бы иные помещения или иной монтаж временных конструкций. Всё так скученно и тесно, что практически при таком количестве народа увидеть что-либо нормально - надо исхитриться.
2. Уникальность выставки в том, что собрали единовременно достаточно большое количество работ мастера. Что, в общем-то, не удивительно, плодовит был, да и жизнь большая. Вот это большое количество с одной стороны заставило так кучно и неудачно смонтировать выставку, с другой, вызвало массу вопросов, например у меня, псевдоискусствоведа.
3. Не вызывает никаких вопросов гениальность художника, его удивительно мастерство, ощущение цвета. Но когда на одной стене рядом висит три-четыре работы, а за спиной на другой стене еще пара-тройка картин с практически одним сюжетом, АБСОЛЮТНО идентичной композицией и одинаковыми кульминационными точками – это вызывает некоторое удивление, чтобы не сказать раздражение. И вина вовсе не в плодовитости художника, а на организаторах выставки, что за массовостью собранных работ не смогли хотя бы как-то разумно развести однотипные. А дальше больше: когда глазу примелькалось это композиционное однообразие, выяснилось, что в не зависимости от сюжета, морского или горного пейзажа, например, композиция не меняется. Нижняя максимум четверть картины сам сюжет, вся верхняя часть – огромное небо и либо солнце, либо луна, пробивающиеся через те или иные облака. Вот никогда бы не обратил на это внимание, если бы не увидел все это собранное вместе.
Теперь все-таки о хорошем.
4. Познание – вещь замечательная! Разумеется, имя Айвазовского и его наиболее известные картины знакомы нам с детства. Но вряд-ли бы я стал когда так плотно интересоваться жизнью художника, его семьей. И поразительные открытия, что дала выставка. Семья: папа - купец 3 гильдии, который знал 6-7 языков; старший брат – священнослужитель, просветитель, свободно владевший 12 языками. Уже не удивляешься бесконечным талантам самого Ивана Айвазовского, его бешенной плодовитости, миропознанию, путешествиям. А еще огромной благотворительностью, которой занимался всю жизнь. И не был он обижен «злочинной владой», признан и почитаем, что такая редкость для художника.
5. Удивили не «маринистские» работы, особенно «Горное ущелье», абсолютно замечательная графика и рисунки, коих множество осталось.
6. Оказывается вид на Петродворец и фонтаны в 19 веке был иным?!
В общем, друзья мои специалисты, не швыряйте в меня тапки, пою как умею и вижу, мнение исключительно субъективное.