Рай и Ад?
Вынудили меня мои девчонки (дочка и … снова почти дочка) рассказать о впечатлениях от фильма Кончаловского «Рай». Со школы не писал сочинений на заданную тему – «образ лишнего человека по произведению…» Но фильм реально зацепил, зацепил неоднозначностью, чего давно со мной не бывало. Попробую обмозговать, хотя это очевидно не формат Фейсбука.
1. Сразу о самом фильме. Точно никакого отторжения, сделан мастерски, никаких провалов, длиннот, пустот, до конца держит и заставляет думать. Но два неприятных обстоятельства лично для меня, совершенно не связанных с самим фильмом, однако вызвавшим предварительную настороженность. Во-первых, трейлер к фильму, сразу сбивший с «панталыку». По нему ждешь «душесЧипательную» историю, а по факту получаешь глубоко философскую работу, что вызывает некоторый диссонанс. Во-вторых, перед просмотром успел почитать некоторые отзывы, особенно от братьев-израильтян, подивился, а после просмотра … подивился вторично, мягко говоря, странной логике. Ну, да их дело.
2. Должен сразу оговориться: абсолютно не претендую на истину в последней инстанции, только моё представление о жизни. Вбито в голову мне, что искусство должно давать ответы на вопросы. И если произведение вопросы ставит, то и какие-то ответы автора, его восприятие должно быть. А дальше ты либо принимаешь эти ответы, либо отвергаешь. Неоднозначность этого фильма для меня прежде всего в том, что у автора, при всей его мощи и глубине, нет ответов на свои же вопросы, которых в фильме множество. Он заставляет зрителя искать ответы на эти вопросы, может быть даже что-то подсказывает своим видением мира, но ответов нет все равно. Причем вопросы эти от глобальных типа добро и зло до в чем разность в ментальности тех или иных народов и сословий.
3. В какой-то момент (даже знаю какой – когда немец признает, что будь он в России, пошел бы за Сталиным) я вдруг начал ловить параллели с сегодняшним днем. Ведь фильм-то совсем не о войне и страшной трагедии миллионов людей, в том числе судьбах героев этой истории. Фильм о том почему мы такие! Почему «зло придет само, а за добро надо бороться». Что формула «за всё хорошее против всего плохого», как и все простые решения, превращается в гораздо большее зло по факту жизни. Что люди образованные, аристократы духа и цвет нации, воспитанные на «добром и вечном» в искусстве и литературе, легко превращаются в самых страшных людей своего народа, потому что начинают служить и дают идеологию тому самому злу, что «приходит само» на их плечах. А самое страшное – это то, что человечество вообще не меняется и раз за разом делает всё тоже самое поколение за поколением. Только все страшнее, жёстче, безжалостнее. И всегда оправдывает это высокими целями, светлым будущим, «цивилизационными ценностями», которые как идеологию им предлагают «аристократы духа», элита, «креативный класс». И я понимаю, почему у Кончаловского нет ответов на все эти вопросы. Впрочем, как и всех задумывавшихся об этом. Весь этот ужас заложен в природе человеческой, как любого иного вида, борющегося за выживание в природе. И никогда силам добра не перебить силы зла, потому что это противоестественно природе. А как хотелось бы думать о себе, как о sapiens, вершине эволюции, высоком духе…
4. Рай. Ад. Ад в жизни, рай после нее. Или смерть как избавление от этого ада? Автор отправляет героиню в рай единственную, среди героев. И вовсе не потому, что она чиста и непорочна. Она просто выигрывает в сравнении с прочими объемом совершенного зла. Ее добровольный уход вовсе не героизм и не жертвенность. Это финал от безысходности. Но даже в нем «расскажи своей дочке обо мне» и царапание своего имени перед входом в газовую камеру. Ад. Рай? Нет ответов. И не может быть.
5. Вопросы, вопросы. Уже замечательно, что фильм так цепляет и заставляет задавать эти вопросы самому себе. Замечательно, что как в жизни никакого хеппи-энда, то есть как все русское искусство, состоящее из поиска смысла жизни с пессимистичным финалом. Потому что нет смысла кроме самой жизни, нет решения кроме предложенного природой. Попытка думать, задавать себе вопросы и искать на них ответы – единственная возможность придать смысл окружающему миру и своему месту в нем. Главное, чтобы это не стало самоцелью и не заменило собой саму жизнь. И потому хорошо, что таких фильмов и таких глубоких людей, пытающихся задавать такие вопросы, не так много. Иначе мир совсем сошел бы с ума.
6. Сознательно не буду трогать еврейскую тему фильма (хотя считаю ее притянутой за уши критиками, фильм вообще не об этом), вопросы ментальности русских и европейцев, прочие моменты. Они уже мелочь по сравнению с главным. Но смею предположить, что обсуждать будут, критиковать, громить именно за это. Вот здесь у каждого свое представление о мире, на эти вопросы гораздо проще давать СВОИ ответы.
7. И совсем уже последнее, мало имеющее отношение к фильму. Я давно уже взял себе за правило не судить людей, поступки, мысли, а пытаться понять логику их. Не искать простых и «ясных» объяснений, а попробовать найти ключ к пониманию. Если это враг, то тогда с ним проще бороться, если друг – проще найти общий язык. Смею предположить, что здесь сейчас будет некое обсуждение. Очевидно, что будут несогласные. И я пойму их, если это будет корректно, обоснованно и «не просто».