Вторая семейная пара, с которой мы направились в Иерусалим, была из «касты» одноклассников. Точнее женская половина пары. Это была моя соседка по дому, почти однокашница (учились мы в параллельных классах) и, по совместительству, моя первая любовь. Так случилось, что после школы ее семья уехала из Кишинева и мы не виделись почти 30 лет. Встретились за год до этой поездки в Израиль, слезы-сопли, и вот продолжаем теперь уже «дружбу домами», точнее семьями, до сих пор. А в Израиль поехали не просто так, а на совместное отмечание наших «полтинничных» юбилеев всего выпуска школы. Впрочем, об этом уже рассказывал в той беседе котов…
Встретились мы с Сашей в большом каньоне (так в Израиле называют крупные торговые центры) на подъезде к Иерусалиму. Сели в кафешечке попить кофейку, познакомиться. 10 минут беседы вроде как ни о чем и первая неожиданность. Саша говорит: «Все, я знаю что буду вам сегодня показывать и рассказывать!» То есть ему хватило 10 минут для того, чтобы понять и оценить интеллектуальный потенциал своих временных попутчиков и, соответственно, что и как показывать, а главное рассказывать!
Надо понимать, что история Израиля — это прежде всего история трех величайших религий. Приезжают гости разной подготовки, разных вероисповеданий, зачастую со своими заблуждениями или глубокой догматикой, либо совсем без твердых представлений о предмете. Соответственно, убежденному христианину нельзя рассказывать вещи, противоречащие его вере, даже несмотря на их историческую достоверность, а мусульманина убеждать в отсутствии права на Храмовую гору. Нет, есть конечно, политкорректные варианты проведения подобных экскурсий, типа, «посмотрите налево, посмотрите направо, в таком-то году до нашей эры». Но наш случай совсем не про это. С первой же минуты Саша вовлек нас в живой диалог о вере, о догматике в религии, об исторических фактах и традиционных текстах. Он ни на минуту не отпускал наше внимание, заставляя постоянно участвовать в своем же рассказе. И так безостановочно весь световой день…
А перед основным рассказом давайте чуть ближе познакомимся с Сашей. Я, к сожалению, могу ошибаться в деталях, может что не так понял, может что не так интерпретировал, да и давно уже говорили с Сашей о его жизни. Но думаю, что в основном не ошибусь.
Саша — бывший москвич из очень интеллигентной семьи ученых. Закончил сначала, если память не изменяет, «нефти и газа». Но скоро понял, что это все не его и добавил искусствоведческий факультет. До самого отъезда в 1986 или 87 году работал по специальности в Пушкинском и Третьяковке. Энциклопедически образован, блестящий русский язык. Уже в эмиграции добавил к нему иврит и арабский. Английский и чуток немецкого, на наших глазах общался с монахинями-итальянками по-итальянски. В общем, как говорили у нас в детстве: «Голова — дом советов!» При всем этом «отказник» с опытом московской отказной тусовки 80-х.
Уже в Израиле увлекся богатейшей историей страны, что стало его новым хобби и работой. В последние годы, а крайний раз встречались мы с ним в 2009-м, он увлекся каббалой и большую часть нашей встречи рассказывал нам всякие разности про это удивительное учение.
Видимо сразу распознав в нас если не конченных атеистов, то крайне сомневающихся и анализирующих личностей, Саша построил свой рассказ на сопоставлении традиционных религиозных текстов, исторически доказанных фактов и … собственных удивительных предположений. Такая форма экскурсии, да еще и с вовлечением в обсуждение гипотез, да и совершенно удивительный видеоряд заставляла нас трудиться наравне с Сашей, держала в постоянном тонусе, не давала расслабиться ни на минуту. Уже поздно ночью, проводив наших друзей в аэропорт Бен-Гуриона, мы с Наташей молча ехали в Хайфу и в какой-то момент практически одновременно задали друг другу один вопрос: «А что это сегодня было??????!!!" Мы были до такой степени переполнены информацией, мыслями, эмоциями, что даже толком не могли все это уложить в себе! Мы вдруг осознали, что почти ничего не знаем об истории религии, о смысле религиозных течений, о реальном значении религии в жизни. До нас вдруг дошло, что все не так просто и однозначно, как излагалось в кратком курсе «Научного атеизма», что вдалбливали нам в институтах и который мы не очень-то и усвоили. Но и не так примитивно однозначно, как это преподносится традиционными религиозными течениями… Мы поняли только одно: мы точно знаем, что мы ничего не знаем!!!
Но все это было уже потом. А пока мы слушаем удивительно ироничный рассказ Саши о последних днях Иешуа из Нацерета, о компании, сопровождающей его, об исторической ситуации тех дней, о том, что могло и что не могло чисто фактологически происходить. При этом надо сказать, что Саша никогда не переходил черту. Все, что говорится о канонических текстах всегда очень корректно, выдержано и даже исторические нелепицы преподносятся как скорее «ошибки перевода», нежели сознательное введение в заблуждение. В какой-то момент это несоответствие уважительного отношения и ироничность тона так смутило меня, что я задал вопрос: «Саша, Вы человек верующий или…" «Я скорее агностик, хотя сам не очень понимаю во что верю…»,- ответил Саша.
А больше всего меня поражает картинка возле стены Плача. Саша вместе с нами, двумя мужчинами подходит к стене, вытаскивает из заднего кармана джинсов кипу, надевает ее и начинает активно раскачиваться возле стены в такт молитве. На мой удивленный вопрос: «Это что сейчас было?», последовал фантастический ответ: «А на всякий случай, а вдруг…»