Сказ про то, как мы подсели … на круизы.
Рассказ этот будет исторический, т. е. история из жизни. Из той жизни, когда «деревья были большие», когда наша любимая страна строила коммунизм, а мы все (или почти все) верили в светлое будущее. Верили прежде всего потому, что другого не видели и не знали. «КИнА» из «забугорной» жизни, конечно, будоражили воображение, но репортажи по телеку Валентина Зорина убедительно доказывали, что трущобы Манхеттена и есть истинное лицо «загнивающего» Запада. А вообще-то, нам, молодым специалистам – пианистке и инженеру, все эти глубокомысленные рассуждения в те времена были «по барабану»! Мы жили сегодняшним счастливым днем, потому что были молоды, «бодры и веселы», отягощения в виде материальных благ были нам неведомы, горизонты хоть и были в туманной дымке, но мы верили в свои силы хотя бы просто потому, что слабо представляли себе что и как бывает в этой жизни.

Впрочем, я немного покривил душой, одно «отягощение» у меня в то время уже было – автомобиль! Мечта любого советского человека – ВАЗ 2105 ужасного апельсинового цвета. На самом деле, цвет этого авто назывался замечательно – «коррида»! Но какая разница какого цвета машина, главное, что собственные колеса! К тому же новенькая, почти не обкатанная. Собственно, это обстоятельство и подтолкнуло нас к тому историческому путешествию, так изменившему наше представление о «прекрасном»… Надо же было машинку обкатать достойно!

Надо заметить, что ни я, ни моя подруга никогда до сего времени не путешествовали вот так, автодикарями. Впрочем, и относительно организованно тоже. Т.е. никаких домов отдыха, санаториев, если не считать пионерских лагерей, да баз отдыха на Черном море в фанерных домиках на курьих ножках и одним, извините, сортиром на всех. Хотя, опять приврал, я к тому времени успел один раз даже за границей побывать. «Заграница» эта, правда, была венгерская, но даже она несколько смутила своей «заграничностью.

Впрочем, началась та «заграница» с партбюро института, где я учился и где убеленные сединами проверенные «партейцы" принимали решение выпускать меня «в польский город Будапешт» али нет. Вопросы удивляли оригинальностью: «А кто секретарь компартии Уругвая?», но с ног сшибло пожелание одного из членов партбюро, когда меня пропустили: «Обязательно внимательно вникайте в организацию работы сельского хозяйства Венгерской народной республики…» Справедливости ради надо сказать, что учился я действительно в Сельхозе…

Но и в той поездке (а ехал я через «Спутник» с такими же как и я комсомольцами) жили мы по каким-то общагам, фанерным кэмпингам, в общем, никак. Вкусить благ цивилизации, комфорта, «буржуазности» так и не довелось. Но навсегда запомнил «культурный шок», который испытал, оказавшись первый раз возле колбасной лавки где-то в Будапеште. Сначала с ног свалил запах, потом через помутневший взор попытался разглядеть… ассортимент. Представить себе что-то кроме «докторской», «любительской» и полукопченой «Московской» я не мог. Впрочем, для современного читателя достаточно глянуть на наши прилавки сегодня, чтобы представить то, что я тогда увидел там. И это была маленькая мясная лавочка…

Однако, пора возвращаться в наше путешествие. Задумали мы прокатиться из родного нам Кишинева до Батуми и обратно. Фактически все черноморское побережье бывшего Советского Союза. По тем временам – гигантское путешествие! Конечный пункт назначения определился просто – в Батуми жил Наташин брат с семьей, ну, а по дороге в разных точках нашего маршрута либо друзья гастролировали, либо иные родственники проживали. Т.е. это обеспечивало нам кров и ласку, а иногда даже вкусный ужин. Описывать приключения это увлекательного автопробега не буду, так как рассказ о другом, но поверьте, что это было самое запоминающееся в нашей жизни удовольствие. Истории из этого летнего «отдыха» рассказываются нами друзьям и знакомым по сей день и все еще не потеряли своей актуальности, свежести и юмора. И, честно говоря, воспринимаются на-ура! Но нельзя объять необъятное, потому к сути..

Главная достопримечательность того Батуми (думаю, что и сейчас тоже) -морской порт и набережная. Каждое утро в порт приходило новое круизное судно, а вечером покидало его. Зацепило наше внимание то, что на некоторых судах была возможность погрузить машину в трюм или прямо на палубу и путешествовать вместе с авто. Приключений по дороге в Батуми нам хватило с лихвой, мотать еще раз без малого две с половиной тысячи верст своим ходом показалось лишним и мы поинтересовались возможностью добавить к нашим впечатлениям трехдневную морскую прогулку до Одессы. Наташин брат без тени сомнения заверил нас, что нет никаких проблем, выбирайте теплоход, на котором желаете вернуться назад, все решим. Верилось с трудом, тем более, что мы знали, что в летний сезон попасть в круиз Одесса-Батуми-Одесса практически невозможно. Да еще и «выбирайте теплоход»!!? Но не надо забывать, что мы жили тогда в удивительной стране, где «по блату» можно было всё. К тому же это был … Батуми… В общем, наиболее подходящим по времени, удобству и «лучшести» оказался теплоход «Грузия». Билеты можно взять только в день прихода, так что ждем.

Надо признаться, что ждали мы не очень напряженно. Гостеприимство местных родственников и их друзей не давало расслабиться. Тяжелее всего реагировала на это гостеприимство печень. Но нарушать местные законы не позволяла совесть и приличное воспитание. Закончилась эта история вполне предсказуемо: во время очередного «гостеприимства», доведенный до крайнего состояния «нестояния», я сделал своей подружке предложение, о котором не жалею до сих пор! Вот уже больше тридцати лет.

И вот, наконец, подошел день нашего предполагаемого отъезда. «Грузия» в порту, пассажиры организованно отправляются на экскурсии, Наташин брат «решает вопрос»… Я, честно говоря, готов к «облому», но результат ошеломил: на судне проходит международная конференция ЮНИСЕФ по охране окружающей среды, морских акваторий и портовых сооружений. Из 600 пассажиров 450 с конференции, одна румынская, одна чешская туристические группы и случайно затесавшиеся русские туристы одесского разлива. Командует всей этой оравой генерал КГБ из Москвы и ни на каком уровне вопрос нашей посадки на теплоход решить не представляется возможным. Но все-таки гнать машину опять 2500 км не хочется, потому принимается решение: авто грузим в трюм, сами летим в Одессу, встречаем любимую «движимость» и домой в Кишинев, благо там всего-то 180 верст.

Вечером пригоняем машину в порт, на пирсе небольшая толпа родственников и их друзей, что пришли проводить нас, но, ко всеобщему удовольствию, происходят проводы только автомобиля. Уже планируются дальнейшие акты «гостеприимства», разрабатывается график приемов и мест посещений, и…

Жена брата говорит: «Я отойду ненадолго…». И поднимается на борт вместе с каким-то офицером с судна. Тут надо пояснить, что оба они, и брат и его жена, выпускники Одесского института инженеров морского транспорта. Она работала в Батумском мореходном училище и каждый первый выпускник этого достойнейшего учебного заведения был ее учеником. Офицер, с которым невестка ушла на судно, оказался старшим пассажирским помощником и ее старинным другом. Собственно, как и капитан судна, т.е. тоже другом. Не проходит и пяти минут, как вопрос нашего размещения на теплоходе был решен и поступила команда загрузить авто, а нам подняться на борт…. Какой там, к чертям собачим, генерал из Москвы!!!

Но не все так просто: основной багаж мы в машину погрузили, а мелочи на оставшиеся три дня в Батуми дома остались. И вот я лечу через весь город в знаменитый спальный район под названием Степановка! Обычно дорога туда из центра занимает минут 20-25. Я умудрился, нарушая все и везде, долететь домой, взбежать на пятый этаж, похватать вещи (что-то, конечно, забыл) и вернуться обратно за.. 35 минут! Влетел на ходу в трюм через заднюю аппарель и ее за мной закрыли. Наташа так и не увидела этого события и пребывала в полном ужасе, что убирают трап, меня нет, а у нее кроме дамской сумочки нет с собой ничего… даже меня, любимого! Пока я внутренними переходами добрался до верхней палубы у девушки случилась мини-истерика и в таком состоянии она никак не могла понять что ей пытались докричаться с берега провожающие.. А ведь они несли ей добрую весть, что все в порядке и я на борту. Впрочем, мое появление рядом и девушку успокоило и толпу заинтересованных зрителей. Так началось наше незабываемое морское путешествие!

Поскольку никаких билетов у нас не было (только на авто), на борту мы были абсолютно нелегально, но что нас радовало, абсолютно бесплатно! Разместили нас порознь: Наташку в трюм к барменшам, четвертой в каюту, меня к судовому аккордеонисту на главную палубу вторым. Впрочем, своих соседей мы видели крайне мало и редко, потому что на сон за эти четыре ночи удавалось отвести не более 3 часов. Курировал нашу жизнь на борту старший пассажирский помощник, милейший дядька, который много чего рассказал и показал за эти дни. А следить за нами и выполнять любые прихоти поручили (?) молодому инженеру по технике безопасности Батумского морского пароходства, который инспектировал судно в этом круизе. Собственно, «инспекцию» он начал с нами в первый же вечер в одном из баров судна. Как вы, наверное, догадываетесь, по законам кавказского гостеприимства!

Кстати, именно в этот вечер приключилась весьма забавная история. После некоторого количества «гостеприимства» наш новый друг решил побаловать Наташку развлечением поиздеваться над «Одноруким бандитом», игровым автоматом. Надо сказать, что игровые автоматы в те времена в Союзе отсутствовали в принципе. Вообще! Наличие казино и любого игрального бизнеса считалось признаком загнивающего капитализма и никак не соответствовало высокому моральному уровню советского человека – строителя коммунизма! Но поскольку теплоход «Грузия» в основном работал на западную публику, фрахтуясь иностранными круизными компаниями, то и начинка его была рассчитана на соответствующий контингент. Вот и стояли там игровые автоматы…

Наташка, надо заметить, девушка заводная, да еще и с «легкой» рукой. Проверено долгой совместной жизнью! Когда разыгрывали квартиры в кооперативе – она вытащила именно ту квартиру и этаж, что мы себе загадали! Если я садился играть в карты, то присутствие Наташки рядом со мной лишало любых шансов соперников! Да, в общем, все мои успехи в жизни – это ее легкая рука и поддержка! Вот и в тот вечер девушка показала себя во всей красе. Наташке подарили жетонов для игры на 5 рублей (20 копеек жетон). Ровно на последнем жетоне автомат разразился жутким звоном и вывалил из своего чрева выигрыш в 70 (семьдесят!) рублей!! Наверное, лишне говорить, что все эти 70 рублей мы «прогостеприимили» в ту же ночь с новыми друзьями!!! Так произошла наша «прописка» в круизах на многие годы..

Здесь, наверное, уместно будет рассказать о самом теплоходе «Грузия» и почему мы запланировали именно его. Советский пассажирский флот того времени был очень разнообразен. Флагманами считались огромные по тем временам теплоходы «Одесса» и «Александр Пушкин». Но они почти никогда не появлялись на внутренних маршрутах, в основном бороздили мировой океан с западными туристами. Внутреннюю навигацию в основном осуществляли легендарные «Нахимов», «Россия», «Шевченко» и кучка более мелких судов типа «Молдавии», «Абхазии» и прочего. Первые два судна были чуть ли не с шестидесятилетним сроком эксплуатации, аннексированы у Германии после войны, переоборудованы и доживали свой век во внутренних советских водах. Кстати, нам довелось пройти в последнем круизе «России» в 1983 году, после которого он был «раздет» у пирса Одесского морского порта и продан в Индию «на иголки». А печальную судьбу «Нахимова» знают все…

В конце 70-х в Финляндии была закуплена серия теплоходов типа «Грузия». Их было 5 штук. Это были довольно современные суда паромного типа, на тот период весьма комфортабельные с загрузкой пассажиров около 600 человек. Все они в основном эксплуатировались на западном рынке по фрахту, а на внутренних линиях появлялись ненадолго, на месяц-два во время отпуска основного экипажа. Вот так и «Грузия» летом 1982 года оказалась в расписании летних круизов по «Крымско-кАлымской» линии, как ее называли на внутреннем жаргоне. Большая часть основного экипажа была в отпусках, а на судне трудился ближайший резерв и очень старался, потому что хотелось попасть на загранлинии, т.е. мир посмотреть, денежку заработать. Впрочем, о команде позже, а пока про «Грузию» закончу. Удобство паромного теплохода было в том, что путешествуешь вместе с автомобилем. В порт пришли, аппарель откинули, машинку из трюма выкатил и поехал окрестности осматривать. Вечером в обратном порядке: машинку в трюм загнал и расслабляешься в барах и музсалоне до следующего порта. Причем все это делается легко, своим ходом, без напряжения для себя и команды. С машиной можно было путешествовать и на «Тарасе Шевченко» или «России», но там уже все было гораздо сложнее. Автомобиль поднимался на палубу при помощи крана, на что было крайне неуютно даже смотреть, а потом народ ходил вокруг и обтирал твою «ласточку» своими .. попами. В общем, наш выбор теплохода был предопределен автомобилем и современностью судна.

Через несколько лет мне довелось на «Грузии» даже поработать пару недель в музыкальной команде. А последний раз мы попали на этот теплоход в круизе вокруг Европы из Питера в Сочи в 2008 году. Тогда он уже назывался «Ван Гог», принадлежал Нидерландам, был полностью переоборудован, лишен автомобильного трюма, но оставался все еще крепким и надежным. Однако, кризис 2008 года добил судоходную компанию и судно за долги было арестовано где-то в Греции. Там оно получило название «Филоксения». Сейчас, насколько знаю, ходит от кипрской компании по маршруту Кипр-Израиль в качестве плавучего казино…..

А вот и «Ван Гог», 2008 год, наши девчонки на фоне уже подряхлевшего красавца.
На этом фото участницы конкура «Мисс круиз» и два члена жюри — ваш покорный слуга (справа) и мой близкий друг и коллега, композитор, автор знаменитой «Меланколии» Петре Теодорович, к сожалению, рано ушедший от нас (слева). 1986 год. Кстати, именно Пете принадлежит заслуга открытия и первой раскрутки Киркорова, а коллектив «звезды» по сей день называется «Теодор».
А мы продолжаем наше путешествие и знакомство с судовой жизнью. Первое круизное утро далось нам довольно легко, несмотря на то, что поспать почти не удалось. Наташка протрепалась со своими «сокаютницами» — барменшами теплохода до приглашения на завтрак, а я тоже самое делал со своим соседом… Встретились у входа в ресторан, нам уже заготовили два места за одним из столиков и. первое потрясение: такой организации питания, меню, обслуживания мы не могли представить себе никак. То есть все то, что мы видели в нашей жизни в наших ресторанах что в Кишиневе, что, например, в Москве не шло ни в какое сравнение с увиденным и опробованным. Справедливости ради должен сказать, что вместе с кончиной советского пассажирского морского флота такая форма обслуживания и качество питания тоже сгинуло. Более того, такого обслуживания нет и на современных импортных судах, хотя само питание вполне на уровне. Так что же нас так поразило?

Прежде всего система организации процесса обслуживания. Группа из четырех официантов обслуживает 5–6 столов, за которыми сидят от 4 до 8 человек. Бывают и другие конфигурации столов, но обычно так. Когда пассажиры расселись по местам начинается то, что я про себя назвал «каруселью». Бригада официантов несет огромные подносы с частями будущего блюда, например, у одного мясо, у другого гарниры, у третьего овощные добавки, у четвертого приправы и соусы. В качестве инструмента — две столовые ложки как щипцы, ими очень ловко набирается порция с подноса и раскладывается по тарелкам. Вот так по кругу и движется эта процессия от тарелки к тарелке. А самое удивительное, что официанты даже не спрашивают клиента что и сколько положить. Они смотрят в глаза, отслеживают реакцию и по ним абсолютно точно определяют чего и как хочет пассажир! На самом деле, работали ребята виртуозно, быстро, легко, всегда с улыбкой, желанием угодить …

Написал последние слова и подумал: «А ведь молодые люди не поймут о чем я…" Сегодня «желание угодить» — это прежде всего чаевые. Тогда об этом речи быть не могло, по крайней мере, официально. А в случае, если бы поймали — тут же выгнали бы. Стимул был иной: чтобы не дай Бог клиент не пожаловался, это было основанием для перевода в резерв или сразу увольнения. Держались ребята за эту работу любой ценой!

Ну, а говорить о качестве того, что было в тарелках, нет смысла вообще. Смею предположить, что в те времена ресторанов с такого уровня кухней были единицы в стране. В общем, первое наше серьезное потрясение — это судовой ресторан. Впрочем, не отставали от него и бары на борту. Названия тех напитков, что были в ассортименте баров, мы частично знали по книжкам да фильмам про «забугорье». Все эти «мартини», виски, ликеры и прочие будоражущие воображение слова знали, но в глаза и на язык никогда не пробовали. Но самое потрясающее, а скорее смешное, что меня больше всего поразило… вьетнамские баночные компоты из ананаса, персика и прочих фруктов. Это сейчас они в каждом магазине и не только вьетнамские. Да, и живые, пожалуйста, без проблем. А тогда мы знали об этих заморских фруктах (я про ананас) только понаслышке, да из знаменитого: «Ешь ананасы, рябчиков жуй…». Наверное, в Москве, Питере (извините, Ленинграде) где-то такое и было, а для нас, провинциальных ребятишек сие чудо было выше понимания! Эх, как же сладко и вкусно было это познание…



Но самое сказочное ощущение какого-то иного мира — это развалившись в кресле с очередной внеочередной сигареткой, попивая кофе, никуда не торопясь, лениво трепаться ни о чем, смотреть через огромные окна на море, на чаек, на корабельную тусовку и чувствовать себя не простым инженером в отпуске, а… Впрочем кем себя чувствовать мы так и не придумали, но это ощущение неги, покоя и удовольствия стало первым и главным посылом к следующим круизам. Именно эта атмосфера бесконечного удовольствия.

Наш куратор предупредил нас, чтобы вечером после ужина мы не расслаблялись и обязательно пришли в музыкальный салон, местечко, говорит, я вам приготовлю. Мы как-то с сомнением отнеслись к его приглашению, потому что все эти самодеятельные мероприятия казались нам «штампованными» и малоинтересными. Тем более, что ожидал нас «Вечер интернациональной дружбы». Ох уж эти трафаретные названия, идеологически штампы, наша привычка относится ко всему этому с пренебрежением и даже отторжением!

Должен сказать, что главное развлечение на борту по вечерам — концерты приглашенных артистов, конкурсы, всевозможные мероприятия. Попасть в музсалон зачастую просто невозможно, места надо «забивать» чуть-ли не с утра. Но мы этого пока еще не знаем, да и честно говоря, идти не хочется. Нам бы в бар, в кресло с сигареткой, на море поглазеть… Но ослушаться куратора некрасиво и мы обреченно идем смотреть «интернациональную дружбу».

Начало как всегда натужное, ведущая из разряда массовиков-затейников для «бега в мешках». Но вот выходит участник конференции профессор Киевского института с аккордеоном в руках, с ним два его бывших ученика-африканца и поют на чисто украинской мове «Тiж мэне пiдманула.». Зал порван!!! Но то, что произошло дальше поразило на всю жизнь и мы до сих пор помним все во всех деталях. Хочу, правда, напомнить, что на дворе пик застоя — 1982 год. Все мы еще очень зажаты и закомплексованы, представить себе где-то на концерте отплясывающих или машущих руками зрителей просто невозможно, а свободное поведение СВОБОДНЫХ людей из разряда нереального…

Объявляют выступление директора какого то, кажется, ганского порта (т. е. из страны Гана). Выходит маленький, «метр пятьдесят в кепке на коньках», щуплый, но очень подвижный африканец лет 35. Под сопровождение судового оркестра (кстати, как потом выяснилось, абсолютно блестящего, профессионального из Батумского «Интуриста») начинает петь какой-то блюз. Но как!!!! Я абсолютный фанат классического джаза, блюза, соула, у меня всегда было, даже в те времена, масса записей, мне было с чем сравнить. Профессионализм этого «директора» был вполне сопоставим с «великими»! А как он при этом двигался!!! На нашей эстраде так не могут вести себя, по моему, до сих пор, что уж говорить про те времена. Зал ревел!!! И тут происходит то, что ввело нашего бравого генерала КГБ, что сопровождал конференцию и круиз, в прединфарктное состояние. На танцевальный подиум, где поет наш «директор», выходит необъятных размеров африканка, причем идет вальяжно, пританцовывая в ритм песне. Неторопливо подходит к нашему щуплому герою и… лепит ему на мокрый лоб… долларовую купюру! «Картина маслом!!!!" И так же спокойно, пританцовывая, подмахивая необъятными бедрами уходит на свое место. Наш «директор», не прекращая пения и танца, аккуратно демонстративно-ленивым движением руки отлепляет купюру, складывает ее и кладет в карман! Тут выходит еще один здоровенный африканец и история повторяется. Зал в неописуемом восторге, такое мало кто видел…

Нашего героя не отпускали со сцены долго и он, на бис сотворил еще одно маленькое чудо: дав музыкальное направление оркестру, исполнил совершенно блестящую джазовую импровизацию, сходу, без подготовки, без каких-либо репетиций! Тут надо сказать, что наш маленький «директор» стал на теплоходе абсолютно популярной фигурой и до конца круиза все пытались высказать ему свое восхищение и… напоить. От чего он совсем не отказывался.

Мы уже плохо помним что там было на вечере, кто еще выступал и как. После такой феерии все остальное уже не могло поразить. Но на следующий вечер, на котором выбирали «Мисс круиз», нашего героя заставили вместе с его «объемной» подругой участвовать в конкурсе. И все повторилось, но уже в театрализованном виде. И уже разглядели других участников, тоже пассажиров, талантливых, раскрепощенных, живых и веселых. И мы поняли, что круизная атмосфера дает возможность расслабиться, отбросить жизненные проблемы, заботы, оторваться по полной. То, что зажимает тебя в обычной жизни, в круизе отсутствует, ты ведешь себя как никогда не позволишь себе дома, на работе, даже среди друзей. Ах, какое сладкое слово свобода, какие прекрасные ощущения от себя и окружающей действительности!

Последний музыкальный вечер на теплоходе был отдан судовой самодеятельности. Мы для себя решили, что это уже будет точно малоинтересно, но старпом опять заставил нас пойти посмотреть. Признаюсь честно, сколько раз рассказывал эту историю, сам удивляюсь, что такое возможно. Действительно, поверить в это трудно: то что мы увидели в тот вечер — поразило! Концерт представлял из себя микс из песен народных, классических, эстрадных, танцев от народных до современных, т. е. очень напоминал «сборные солянки» в Кремле к праздничным датам того времени. Но какого же высочайшего класса были эти номера, как было все поставлено, костюмировано, исполнено! А главное — мы видели и знали этих исполнителей в их обычной трудовой жизни. Это были реальные наши официанты и горничные, палубные матросы и механики, даже офицеры. Такое было ощущение, что люди закончили музыкальные и театральные ВУЗы и не найдя себя в гражданской жизни уходили в гражданский флот! Ощущения были абсолютно нереальные!

Когда после концерта в холле мы благодарили нашего старпома за то, что заставил нас это посмотреть, в ответ услышали: «Я должен принести вам свои извинения. К сожалению, сейчас на судне большая часть экипажа из резерва, а не основные, поэтому уровень концерта и номеров были не лучшие…" Мы «выпали в осадок»! Если эти не лучшие, то что же тогда происходит, когда выступают основные?

(В качестве справки. Подбор экипажей в советские времена был крайне строгий, особенно в загранрейсы. Конечно, первый и главный аргумент был благонадежность. Но, как выяснилось, одним из обязательных условий контракта было участие в общественной жизни и культурно-развлекательной работе. Правда, должен сказать, что больше ничего подобного на внутренних рейсах мы не видели. Видимо специфика того круиза была особенной, ее приравняли к рейсу по фрахту с иностранными пассажирами и выдали «на-гора» все лучшее. Впрочем, за последующие 30 лет мы не встречали вечеров самодеятельности экипажей никогда. Традиции не стало… Как и российского пассажирского флота…)

Эти три дня и четыре ночи пролетели как одно мгновение. Ощущение было как будто мы перенеслись в другую реальность. Не нашу, не советскую. Никуда не выезжая из страны, мы оказались в другом мире, среди других людей, в абсолютно иной атмосфере. Мы заболели этими ощущениями и стали стремится в будущем их повторять. То есть реально подсели на круизы. Правда, наивно полагая, что так будет всегда и даже лучше. Но как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя повторить свой первый восторг и чувства. Все последующие морские и речные путешествия были с разной степенью успешности, мы научились не портить себе настроение, если что-то было не так. Но мы никак не можем «соскочить с этой иглы», отказать себе в этом удовольствии, в этой атмосфере, круизы стали для нас наркотиком… И времена уже другие, и сами мы совсем даже не советские, и все пути свободны и открыты, а нас как преступников все тянет на это место преступления… удовольствия…
Made on
Tilda